Сайт Нехаевского района
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: ALEXLEON, Солнце 
Форум » Форум » Нехаевский форум » Казаки - национальность! Подтверждение.
Казаки - национальность! Подтверждение.
ChigaДата: Понедельник, 04.01.2010, 11:25 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Кто такие донские казаки?

Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыцкой АССР).
Хоть Ростов присоединился к области Войска Донского совсем по историческим меркам недавно (в 1887), многие документы по населению области можно найти в его архиве. В 1920 в Ростове был создан Центральный исторический архив, в 1925– архив Октябрьской революции, в 1934 – Азово-Черноморский краевой военный архив. В 1941 эти архивы были объединены в Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Там хранятся многие документы по истории Дона с середины XVIII века. Есть там и около 60 фондов личного происхождения известных на Дону краеведов, писателей, ученых. ГАРО имеет три филиала в городах: Новочеркасске, Таганроге, Шахтах. Луганск – это Украина, на сайте ВГД в разделе поиск по городам есть какой-то человек в Луганске, можете его о чем-нибудь попросить. В Волгограде человек тоже есть. Основная же часть документов по казакам находится в РГВИА.
Но по этому поводу вам цитата: Большинство современных российских историков считает донское казачество этносоциальной и культурнополитической общностью, имевшей двойную природу. С одной стороны, оно представляло собой субэтнос по отношению к великорусскому этносу, с другой, - являлось военно-служилым сословием, что было зафиксировано в «Полном собрании законов Российской империи».
Поскольку фраза эта очень глубокомысленная и тем меня развлекает, кроме того, не так давно активно обсуждался вопрос, являются ли казаки национальностью, я не могу удержаться от кратких рассуждений по этому поводу. Начинать надо, мне кажется, с языка. Примерно в 8-11 веке нашей эры в Киевской Руси из диалектов восточнославянских племен сформировался древнерусский язык. С конца 11 века люди, которые говорили на нем, стали расселяться в разные стороны, меньше общаться между собой и язык стал приобретать, как говорится, диалектные черты, но все равно сначала это был один язык. В шестом номере рассылки я писала про всяческие переселения. В 13 веке юг и юго-запад (Киев, Галицко-Волынская, Турово-Пинская земли - территории будущих украинских и белорусских языков) оказались противопоставлены северу и северо-востоку (территориям будущего русского языка). В 14 веке юго-запад и запад Руси оказались под властью Великого княжества Литовского и Польши, что еще сильнее изменило язык людей, которые там проживали. В 14-15 вв. древнерусский язык распался на 3 отдельных восточнославянских языка – русский, украинский и белорусский. К чему это я? А к тому, что, во-первых, мы все - восточные славяне, некогда мы говорили на одном языке и принадлежали к одной национальности. И было это не так уж давно. Донские казаки тоже говорили на том же языке. Тем не менее, никто сейчас не говорит, что нет национальности "русский", "украинец" или "белорус". Общепризнанность этих национальностей обусловлена вовсе не генеалогией и не каким-то особенным происхождением (все мы с Киевской Руси), а разновсяческими геополитическими соображениями. Государственность у Донских казаков была, так что они имеют все основания считать себя отдельной национальностью, но при этом, если по большому счету, мы все вместе восточные славяне, хотим или не хотим, но происходим от одного корня. Эдакой генеалогический подход.

Добавлено (04.01.2010, 11:25)
---------------------------------------------
В разное время в придонских степях обитали племена меотов, скифов, сарматов. В устье Дона в 4-3 вв. до н.э. была греческая колония Танаис (на месте современного Азова), а в 1-3 вв. н.э.—два меото-скифских поселения, упоминаемые Птолемеем под названиями Панардис и Патарва. В начале 1-го тысячелетия н.э. в районе нижнего течения Дона кочевали гунны и болгары; после их ухода на Дону возникли поселения восточных славян (актов). В 7-9 вв. Нижний и Средний Дон находились под властью хазар, позднее создавших здесь свое государство—Хазарский каганат, которое в 954 было разгромлено киевским князем Святославом Игоревичем. В 10-12 вв. на месте Азова существовало славянское поселение (основано в 965 или 966), входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. Не исключаю, что там жили казаки, но точно это никто не знает. В 11 в. в низовья Дона из Заволжья пришли половцы. В 13 в. через устье Дона проходил Великий торговый путь в Китай, и в том же веке район Нижнего Дона оказался под властью монголо-татар (Золотой Орды).
в 1265 была учреждена Сарайская христианская епархия, которая охватывала население территории между Волгой и Днепром, не обращая внимания ни на какое иго. То есть можно предположить, что христиане там были уже тогда, при этом Дон как торговый путь рполдолжал функционировать. В 1354 по берегам Дона прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). А еще известно, что Донские казаки в 1380 преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Но жили они не оседло. Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520, а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты". И образовывает свою государственность. Если бы не Иван Грозный, в существовании казацкой национальности никто бы не сомневался.

http://www.vgd.ru/ENGLISH/don.htm


Слава Тебе, Господи, что казак, а не кто другой!
 
ChigaДата: Понедельник, 04.01.2010, 14:51 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Обратите внимание на графу "национальность".
Прикрепления: 4424780.jpg(265Kb)


Слава Тебе, Господи, что казак, а не кто другой!
 
ChigaДата: Понедельник, 04.01.2010, 15:17 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
А эта справка, составлена особой комиссией х. Суховского Нехаевского р-на, в 1930г.
Прикрепления: 6312957.jpg(160Kb) · 3350046.jpg(172Kb)


Слава Тебе, Господи, что казак, а не кто другой!
 
MaximДата: Понедельник, 04.01.2010, 18:46 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Репутация: 2
Статус: Offline
Chiga
А еще известно, что Донские казаки в 1380 преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери.

Взгляд на то что казак это нацианальность, полностью разделяю.

Однако не могу понять откуда и когда появилось утверждение, что будто бы Донские казаки приподнесли икону Божьей Матери. Практически все историки "евроазиаты" склонны считать, что Куликовской битвы как таковой не было, а если что то и было, то это была не большая стычка ни каким образом не повлиявшая на историчесский процесс.

И ещё я не совсем согласен, что казаки 100% славяне. Л.Гумелёв в своё время утверждал, что по берегам Хопра жили ЧИГИ, народ по своему происхождению не славянский, от которых в дальнейшем пошли Донские казаки.

Спасибо за сканы очень интересные документы.

Сообщение отредактировал Maxim - Понедельник, 04.01.2010, 18:48
 
ЕвстафийДата: Воскресенье, 10.01.2010, 23:53 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 447
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (Maxim)
Однако не могу понять откуда и когда появилось утверждение, что будто бы Донские казаки приподнесли икону Божьей Матери. Практически все историки "евроазиаты" склонны считать, что Куликовской битвы как таковой не было, а если что то и было, то это была не большая стычка ни каким образом не повлиявшая на историчесский процесс.

История Руси, весьма туманна, я бы не стал ей доверять на 100%. В учебниках писано одно, а поднимаешь архивные документы и видишь совсем другое. И это искажены сведения (местами с точностью до наоборот) в поздних веках, а что гутарить за ...14;15:16... Как было велено - так было и написано. Сам знаешь, как нас из беглых - холопов выводили. Для рабов, все вокруг рабы. А если не рабы, то нерусь.

Quote (Maxim)
И ещё я не совсем согласен, что казаки 100% славяне. Л.Гумелёв в своё время утверждал, что по берегам Хопра жили ЧИГИ, народ по своему происхождению не славянский, от которых в дальнейшем пошли Донские казаки.

Это пишет не только Л.Гумилев, но и многие другие историки.

Вот, что пишет историк, Евграф Савельев:

Типы Донских казаков и особенности их говора.

I.

Т и п ы.

В "Русской Истории" Устрялова есть место, где сказано, что донцы составляют чудную смесь разноплеменных народов, что язык их состоит из разных элементов, что в чертах их лиц есть нечто азиатское и что казаки гордятся своим происхождением от черкесов и даже сами называют себя черкесами (?!). У Карамзина (т. VIII) о казаках читаем, что происхождение их не весьма благородно: они считались российскими беглецами, искали дикой вольности и добычи в опустелых улусах орды Батыя, в местах ненаселенных, но плодородных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в северную Европу; что казаки, утвердившись в нынешней своей области, взяли город Ахаз (древне - хазарский, просуществовавший до XVI в.), назвали его Черкасским (?) или казачьим (что одно и то же), что жен они доставали, как вероятно, из земли черкесской и могли сими браками сообщить своим детям нечто азиатское в наружности и проч.

А. Филонов в "Очерках Дона" в пятидесятых годах прошлого столетия и В. Ф. Соловьев в своей брошюре"Особенности говора Донских казаков" в 1900 году писали, что казаки, не смотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают ее окраины и что все имеют рвение постоять за честь Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: "Разве ты не русский?", он всегда с гордостью ответит: "Нет, я казак!".

Казак называет русским только великоросса, малоросса же величает просто хохлом. "Стояли в России, ходили в хохлатчину, вернулись на Дон", говорят казаки. Да и сами великороссы и малороссы (Слободской Украины) на вопрос: "откуда вы" - всегда отвечают: "мы из России, а пришли к вам на Дон".

В своей книге"Кто был Ермак и его сподвижники", изданной мною в 1904 г. , я, на основании исторических исследований сделал вывод, что донские казаки исконные обитатели восточных берегов Азовского и Черного морей и нижнего Дона, известные у историков и географов разных стран под различными названиями; что расселение части

Добавлено (10.01.2010, 23:43)
---------------------------------------------
казачества началось довольно рано, с IV и V вв. по Р. X. , на Днепр и далее на север, берега Балтийского моря и другие места, где они впоследствии стали известны под именем варягов, новгородских ушкуйников и других; что в XIV и XV в. в. , по распаде Золотой Орды, казачество вновь стало "слетаться" в древнюю свою родину, страну предков, берега Тихого Дона и Азовского моря, под четырьмя главными названиями (по московским и турецким летописцам): а) азовских казаков, или сары - аз - ман (царственных азовских людей); б) черкасов (днепровских); в) новгородских повольников (с Волги), и г) казаков рязанских, населявших своими городками все пространство к югу от Оки до степей воронежских.

Рязанские казаки в первой половине ХVІ ст. заняли земли по р. р. Хопру, Бузулуку и Медведице. Около того же времени с Волги перешли волоками на р. р. Иловлю и Тишанку новгородцы и разселились по среднему и нижнему течению Дона, вплоть до его устьев. Азовские казаки, вытесненные турками и татарами из Азова и с берегов Азовского моря в Северскую область, около тридцатых и сороковых годов ХVІ ст. перешли вместе с небольшой частью северских казаков (севрюков) и белогородских на Донец и далее на Дон и заняли вновь свои исконные земли, пройдя вверх по Дону до "переволоки".

Днепровские черкасы, или как их в то время стали называть - запорожцы, перешли на Донец, а потом и на Дон в 1549 г, под предводительством своего князя Дмитрия Вишневецкого. Черкасские юрты располагались от местности, где был г. Черкасск, на запад по правому берегу Аксая, Дона и Мертваго Донца до Миуса. Самые горы, идущие от нынешнего г. Новочеркасска на запад, в то время назывались Черкасскими (кн. Большого чертежа). Часть запорожцев в 1590 - 1593 гг. возвратилась обратно на Днепр, а потом они в числе10 тысяч человек пристали к самозванцу. Кроме того, на Дон переселилось в 1640 г. около 5 тыс. запорожцев, принявших вместе с донскими казаками участие в защите Азова от турок (Азовские известия. Тауберт).

Таким образом, к половине ХVІ ст. на Дон "слетались" все отрасли одного древнего казачества, прошедшие в течение нескольких веков каждая свою историческую судьбу. История нам не говорит, даже не делает никакого намека на то, чтобы между азовцами, нов городцами, черкасами и рязанскими казаками на Дону возникали какие - либо недоразумения, схватки или междоусобицы, а "все", как говорит поэт, "с словом братского единства сражались с дикою ордой, оставив славу для потомства, тебе свободу, Дон родной".

Из первых атаманов казачьих общин известны: Агустий Черкас, Ляпун, Павлов, Андрей Шадра (рябой - по-татарски), Ермак, Лос, Каблан, Болдырь, Михаил Черкашенин, Корелла, Татара, Каторжный, Смирной, Федоров, Смага Чершенский и друг.

Добавлено (10.01.2010, 23:44)
---------------------------------------------
При Михаиле Черкашенине казаки проникли по Каспийскому морю к устью Яика (Урала) и разгромили в 1570 г. столицу ногайского ханства Сарайшык. За этот подвиг царь Иоанн Васильевич Грозный в том же году прислал на Дон жалованную грамоту, первую из сохранившихся. И так, на основании вышеприведенных исследований, мы видим, что населения Дона в половине XVI стол. от носится к четырем главным элементам древнего казачества, наро да, резко отличающегося своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов, т. е. такими физически ми особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду.

Тип великоросса всем известен. Поэтому мы об этом и не будем говорить. Тип малоросса распадается на две отрасли: а) природных малороссов (древних Полян), т. е. жителей северных малороссийских губерний Волыни и Подляшья (сходных во многом с польским крестьянством) - светло-русые волосы, голубые выпуклые, вернее - на выкате глаза, длинный стан, короткие голени, как и у ве ликоросса (признак природного пахаря), прямой тонкий нос, удлинен ная голова (долихоцефалы), узкий, относительно покатый лоб, часто веснушчатое лицо; б) малороссов только по языку, остатков прежних днепровских черкасов, в южных частях губерний Чернигов ской, Курской, Воронежской, Екатеринославской, в Новороссии и в Черноморье: короткий, но плотный стан, высокие голени, круглая голо ва, широкий, прямой, нередко нависший лоб, короткий, часто с горбиной, хрящеватый, иногда и толстый нос, черные глаза, смуглое ли цо и темные жесткие волосы, с красниной на усах и бороде. Этот последний тип очень часто встречается и у нас на Дону, как остаток древних переселившихся сюда черкас, в особенности по Донцу, в Гундоровской и Луганской станицах, в Раздорской и даже от устьев Дона до ст. Пятиизбянской. Рядом с ним встречается, ча ще всего в низовьях Дона, в особенности в станицах Старочер касской и Раздорской и выше по Дону до ст. Пятиизбянской, преимущественно в задонских хуторах и по р. Салу, как, например, в хуторах станиц: Баклановской, Нижне и Верхне - Курмоярских, Нагавской, Потемкинской, и Атаманской, тип казаков азовских: легкие и подвижные, среднего роста, с длинными ногами при коротком туловище, с небольшой головой, при немного выпуклом (тюркском) лбе и выдающемся затылке, с орлиным носом, иногда тонким и прямом, подобранном маленьком подбородке. Все казаки азовского типа, большею частью брюнеты, с черными

Добавлено (10.01.2010, 23:46)
---------------------------------------------
При Михаиле Черкашенине казаки проникли по Каспийскому морю к устью Яика (Урала) и разгромили в 1570 г. столицу ногайского ханства Сарайшык. За этот подвиг царь Иоанн Васильевич Грозный в том же году прислал на Дон жалованную грамоту, первую из сохранившихся. И так, на основании вышеприведенных исследований, мы видим, что населения Дона в половине XVI стол. от носится к четырем главным элементам древнего казачества, наро да, резко отличающегося своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов, т. е. такими физически ми особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду.

Тип великоросса всем известен. Поэтому мы об этом и не будем говорить. Тип малоросса распадается на две отрасли: а) природных малороссов (древних Полян), т. е. жителей северных малороссийских губерний Волыни и Подляшья (сходных во многом с польским крестьянством) - светло-русые волосы, голубые выпуклые, вернее - на выкате глаза, длинный стан, короткие голени, как и у ве ликоросса (признак природного пахаря), прямой тонкий нос, удлинен ная голова (долихоцефалы), узкий, относительно покатый лоб, часто веснушчатое лицо; б) малороссов только по языку, остатков прежних днепровских черкасов, в южных частях губерний Чернигов ской, Курской, Воронежской, Екатеринославской, в Новороссии и в Черноморье: короткий, но плотный стан, высокие голени, круглая голо ва, широкий, прямой, нередко нависший лоб, короткий, часто с горбиной, хрящеватый, иногда и толстый нос, черные глаза, смуглое ли цо и темные жесткие волосы, с красниной на усах и бороде. Этот последний тип очень часто встречается и у нас на Дону, как остаток древних переселившихся сюда черкас, в особенности по Донцу, в Гундоровской и Луганской станицах, в Раздорской и даже от устьев Дона до ст. Пятиизбянской. Рядом с ним встречается, ча ще всего в низовьях Дона, в особенности в станицах Старочер касской и Раздорской и выше по Дону до ст. Пятиизбянской, преимущественно в задонских хуторах и по р. Салу, как, например, в хуторах станиц: Баклановской, Нижне и Верхне - Курмоярских, Нагавской, Потемкинской, и Атаманской, тип казаков азовских: легкие и подвижные, среднего роста, с длинными ногами при коротком туловище, с небольшой головой, при немного выпуклом (тюркском) лбе и выдающемся затылке, с орлиным носом, иногда тонким и прямом, подобранном маленьком подбородке. Все казаки азовского типа, большею частью брюнеты, с черными

Добавлено (10.01.2010, 23:48)
---------------------------------------------
или карими глазами, с веселым, жгучим взором, одним словом, с азиатским оттенком в лицах, до крайности разнообразном. Есть между ними, в осо бенности среди женщин, прекрасные, чисто древне - греческие профили, с правильным овалом лица, но есть и безобразные армянские или турецкие лица, при небольшой голове с большим "коромыслом" носом.

Мне, как хорошо знакомому с народами Кавказа, нередко приходилось встречать на Дону лица с профилями и овалами, схожими до поразительности с осетинскими, лезгинскими (из Самурскаго округа), а в особенности с черкесскими, некоторых поколений, более сохранивших свою народность от метизации соседних племен в горах и ущельях Кавказа. Например, жителей черкесского аула Карм, расположенного близ Эльбруса, положительно можно смешат с нашими терскими казаками, но иллюзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают.

Некоторые, в том числе известный филолог Богомолов, находят сходство донских казаков с куртинцами, но мне кажется, насколько я знаю этот народ, сходство здесь является кажущееся, по верхностное, вызванное своеобразной, иррегулярной службой их в Турции и Персии, как и казаков в России, вследствие чего у этих народов выработались в течение веков сходственные военные приемы, удаль и проч. Впрочем заключение это требует тщательной проверки как со стороны антропологической, так и лингвистической, так как в языке куртинцев есть много слов, употребляемых у нас на Дону, хотя слова эти имеют турецко-татарские корни, как - то: казан, таган, чекмень и другие, коренной же язык куртинцев близко подходит к новоперсидскому.

Казаки новгородцы от устьев р. р. Иловли и Тишанки расселились вверх по Дону до ст. Казанской, а вниз - до Азовского моря. Это самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослы, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым подбородком, высоким лбом и круглой головой; волосы на голове от темно-русых до черных, на усах и бороде светлее, волнистые. Казаки эти идут во гвардию и артиллерию.

Казаки верховых станиц, известные на Дону под общим названием "верховцев", как долго сталкивавшиеся с великороссами, представляют в антропологическом отношении, в массе своей, пе реходную степень от чисто древне - казацкого типа к великороссам, хотя среди них нередко можно встретить лица с чисто южным профилем. Верховые казаки - степенный, выносливый и трудолюбивый земледельческий народ; они считаются самыми исправными и надежными казаками, способными переносить все лишения, сопряженные с трудной казачьей службой. По мнению генерал - лейтенанта И. И. Краснова, высказанному им в своих

Добавлено (10.01.2010, 23:53)
---------------------------------------------
записках, "верховцы при поступлении на службу кажутся сперва несколько вялыми, но, прослужив немного, с удивительною скоростью преобразуются в превосходных во всех отношениях воинов; ловкие и проворные низовцы, поступая в полки, выходят часто плохими казаками и это оттого, что не в состоянии перенести всех трудностей, свойственных казачьей службе.

Верховцы - люди умеренные, скромные, немного суровые, богобояз ненные, почтительные к старшим, почти вовсе незнакомые с общественными удовольствиями, одним словом, более других сохранившие свой древний общинный патриархальный образ жизни. Этими же чер тами характера и образом жизни отличаются и казаки некоторых станиц, расположенных по среднему течению Дона. Между тем как казаки низовых станиц, собственно простой класс народа, большею частью, склонны к торговле, промыслам, рыболовству, судоходству и другим. Характера они веселого, легкого, даже немного ветреного.

Непочтение к старшим, сына - отцу и матери, внука - деду, несогласия супругов, ссоры и даже драки в семье- обычные явления у низовых казаков. Родительская власть в последние годы потеряла всякую силу и авторитет. Это явление стало теперь довольно резко выделяться и в станицах 1 - го Донского округа. Только в семьях старообрядцев еще довольно прочно держится тот высоконравственный древний обычай казачества, в силу которого совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца, а почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью все, даже прихотливые, желания своих престарелых родителей, и часто предсмертные слова их имеют для них силу духовного завещания и испол няются всеми членами семьи беспрекословно. Благословение отцов, даже заочное, "на веки нерушимое", принимается сыновьями с благоговением.

Из второстепенных типов, встречающихся среди донских казаков, можно указать на следующие: а) татарский, т. е. тюркско-монгольский, с некрасивыми, смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах среднего и нижнего течения Дона и произошли от татарских выкрестов, принятых в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская станица, остатки которой представляют теперь жители - магометане хутора Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы (от Батыя, по - казацки - Батея) ясно свидетельствуют о их происхождении; б) калмыцкий, не считая природных калмыков - ламаитов, живущих станицами в Засальских степях и причисленных в казаки. Тип этот произошел от смешения калмыцкой крови с казацкой и дает симпатичные и красивые, хотя немного и широкие, лица, в особенности у женщин. Фамилия

II.

Г о в о р . ( Можно прочитать, здесь: http://passion-don.org/types.html )

Сообщение отредактировал Евстафий - Воскресенье, 10.01.2010, 23:42
 
MaximДата: Понедельник, 11.01.2010, 19:54 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Репутация: 2
Статус: Offline
Г о в о р . ( Можно прочитать, здесь: http://passion-don.org/types.html )
Спасибо за ссылку. Здесь не только "Типы донских казаков..", здесь и уникальный труд Е.Савельева "Древняя история казачества" и др. работы казачьего историка. Одним словом здесь много интересного для интересующегося нашей историей.
 
dimokДата: Среда, 27.01.2010, 00:04 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 102
Репутация: 1
Статус: Offline
В Тихом Дону говорится, что казаки от казаков ведутся. Шолохов наверное знал что пишет. Он был близко знаком с казачьим бытом, видать казаки так именно до революции и считали.
 
ЕвстафийДата: Среда, 15.12.2010, 16:07 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 447
Репутация: 3
Статус: Offline
Первые слова сказанные в мой адрес Батькой с Матушкой - ты КАЗАК! Они от своих родителей слышали тоже самое. Это же я сказал и мои детям, а они уже, своим.

Добавлено (21.08.2010, 23:01)
---------------------------------------------
Самостоятельный православный народ. Сивогривов В.Н.

Самостоятельный православный народ с названием Чиги. от которых и пошли верховые донские казаки.
От филологов перейдем к географам. Географическое общество СССР при Академии Паук СССР в 1987 году выпустило тиражом ... 700 экземпляров мо­нографию А.А. Шенникова "Червленый Яр. Исследование но истории и гео­графии среднего полонья XIV- XVI вв." Методом исторической географии ав­тор на 130 страницах доказал, что Червленый Яр был как раз на землях совре­менных Урюпинского района Волгоградской области. Новохоперского. Таловского. Поворинского и Борисоглебского районов Воронежской области и части Балашовского района Саратовской области. Населяли его не «беглый сброд», а самостоятельный православный народ с названием Чиги. от которых и пошли верховые донские казаки.

Уже в третьем тысячелетии двумя тиражами вышел в свет фундаменталь­ный труд Л. П. Гумилева «Древняя Русь и Великая Степь». Период, рассмат­риваемый автором, охватывает времена от иудизации элиты Хазарии до распада Золотой орды и начала расширения пределов Московского княжества. Ссыла­ясь на документы, Гумилев доказывает, что низовые донские и гребенские каза­ки начало свое ведут от хазарского народа. Верховые донские казаки пошли от чигов Червленого Яра. И чиги. и хазары приняли крещение за сто с лишним лет до крещения Киевской Руси, что впоследствии привело к сближению казаков с единоверцами будущей России. По словам автора. Московия использовала свои преимущества без учета интересов коренного населения с самых первых шагов по пути освоения «Дикого поля». Еще в 1581 году Иоанн Грозный попытался заодно с Казанью и Астраханью присоединить Дон. Его постоянные караулы проторили дорожку через Хопер в районе современного Новохоперска до Вежек - ныне станица Вешенская Ростовской области. В зоне деятельности карау­лов коренное население «выдавливалось» на другие земли, а в дипломатической переписке «министерство иностранных дел» царского двора доказывало, что «в поле пусто». Не завершись Грозновский период истории Московии смутой. Петровская «реформа» 1696 -1722 годов на наших землях прошла бы еще в са­мом начале ХУП века. Подтверждением агрессивной политики Москвы в на­ших краях можно найти в работе А. И. Кондратюка "Письменные свидетель­ства об исторических и духовных корнях казачества", изданной в 1999 году в Волгограде. Приводя документы из исторических работ времен социализма, автор говорит что "казацкий атаман Ермак Тимофеевич (Чигин)" после победы над польским королем Стефаном Баторием в компании 1581 года, был объявлен Москвой "вором". Вина будущего покорителя Сибири и других казаков была проста: в 1582 году они вернулись в родные края и "мешали" ногайцам и мос­квичам "разделить" Дон.

Добавлено (21.08.2010, 23:03)
---------------------------------------------
Никю из вышеперечисленных авторов себя казаком не считал. Хочется ве­рить, что они не были и «птенцами гнезда Алена Даллеса», запрограммировавшего развал СССР еще в 1949 году путем «идеологической войны». Они - про­стые советские ученые, пытавшиеся работать правдиво. О последнем говорят разночтения в диссертации и книге Орлова по одной и той же теме, и тираж работы Шенникова. которая, кстати, не переиздается и в общественные библио­теки не поступала.

Многим любителям словесности известна история «находки» «Слова о пол­ку Игориве». Игумен монастыря, куда приехал Мусин-Пушкин «чистить» ар­хивы, пытался этой рукописью откупиться от вельможи, чтобы тот пощадил бу­маги, собиравшиеся столетиями. Один из дальних родственников великого рус­ского поэта не в одиночку ездил по России и «подгонял» содержимое архивов под официальную историю Государства Российскою. «Лишние документы», сколь известно, начали жечь еще до Петра Первого. I iotom Указ Императора на эту тему исполнялся почти столетие. О более поздних «зачистках» и говорить не приходится. К сожалению, порочная практика царей продолжается и демок­ратами современного разлива. К примеру, в 2001 году полностью выгорел ар­хив Ростовской Епархии, где хранились документы Донской Гпархии с 1829 года. Здание же епархиального управления при пожаре не пострадало. Многие фонды Государственных архивов современных областей Дона подверглись «грибковому поражению», и их перестали выдавать.

Переписывая историю-и стирая историческую память, власти меняют со­знание народа. Делают подданных легко управляемой массой. Те же донские ка­заки могут послужить примером воздействия «государственной идеологии». Петр Великий поставил точку в самостоятельной истории Дона. Отменил из­бранность атаманов, запретил Круги, административно подчинил Войско Азов­скому губернатору, по духовной линии отдал Дон с запольными реками в веде­ние Воронежской Епархии, превратил казаков в иррегулярные войска Империя .Наследники Петра помыкали казаками, как крепостными крестьянами и служи­лым дворянством, заселяя ими то Волжскую, то Кавказскую линии. По до 1874 года во всех документах еще писалось «казаки военно-служилый народ». В учебнике «Всеобщая география Российской Империи, по последнему ея разде­лению», переиздававшемуся до 1843 года, в третьей части есть глава «О обита­телях государства, их языках, вере и упражнениях». Учебники печатались по трудам профессора Петербургского Университета Евдокима Филипповича Зяб-ловского. Читаем параграф 81 «Народы славянские»: «Казаки кои суть:

A) Донские, живущие по обеим стропам Дона, начиная от Воронежа до Азовского моря, по Донну. Медведице. Хопру и Бузулуку.

cool Гребенские или терские...

C) Волжские...

Д) Оренбургские...

Е) Сибирские...

Е) Малороссийские козацы...

G) Бугские...

Н) Черноморские...»

Открывают параграф славян россияне, и третьим номером, закрывая пара­граф, стоят поляки.

(по книге 1807г. Москва. В типографии Селивановского)

Добавлено (21.08.2010, 23:04)
---------------------------------------------
Только «Положение...» 1835 года превратило один из трех славянских наро­дов Империи в "военно-служилый народ". Для идеологического обоснования сего тага и был призван В. Броневский со своей «Историей Донского Войска». Позже царь-освободитель из военно-служилого народа сделал служилое сосло­вие.

От общероссийской картины вернемся на наш Хопер и посмотрим, что про­сочилось сквозь цепкие пальцы цензоров романовско-ульяновских времен.

В 1555 году государь Московский, готовя поход на Астрахань, посылает на переволоку между Волгой и Доном стрельцов и ... «хоперский полк казаков»

Уже в иррегулярных казачьих полках по штату полагалось иметь 501 шаш­ку. Эта норма сохранялась до последней турецкой компании на Балканах. Сколько казаков могло быть в «полку» времен Ивана Грозного, судить трудно, но, видимо, не менее трех сотен человек. Ведь более поздние «легкие станицы» насчитывали до сотни казаков. И снова опираясь на более поздние росписи каза­чьих городков по Хопру. можно предполагать, что в 1555 году на Хопре сто­яло не менее десятка городков, коли река смогла откомандировать на переволо­ку целый полк.

17 марта 1614 года посол Иван Кондырев. проезжая верхами Вороны. Хои-ра. Медведицы и Иловли в Ногайскую орду, повстречал Гришу Черного. Тот ему поведал, что юрт его на Хопре возле Карам-горы, с ним еще с десяток каза­ков, и он у них атаман. В двух днях пути ниже по реке у Свинцова Яра живет Гришка Шелуденок со товарищи. А весной человек пятьдесят собираются идти на Волгу.

Уцелевшие строки отчета Ивана Кондырева подтверждают, что место впа­дения Карая в Хопер было юртовыми землями казаков, как и место впадения Свинцовки. Оба эти притока сохранились до настоящего времени. Первый под Балашовом Саратовской области, второй под Поворино Воронежской области.

Официальная историография доказывает, что на период Смутного времени казаков донских, запорожских, гребенских и яицких, было не более 10 тысяч че­ловек. В пятом номере журнала «Родина» за 2004 год кандидат исторических наук Олег Усенко несколько портит общепризнанную статистику работой «17 самозванцев у русского трона». Со ссылками на источники автор говорит, что к первомч Лжедмитрию сразу пришло 10 тысяч казаков. Потом атаман Андрей Карела привел 6 тысяч донцов. Уже к Кареле прислали еще 2 тысячи сабель с Дона. Усенко считает не только «приход», но и «расход», перечисляя сражения, где за один бой казаки гибли тысячами. Вывод автора в корне ломает былые версии. Всем самозванцам «казачья среда дала не менее 45 тысяч человек».

Добавлено (21.08.2010, 23:05)
---------------------------------------------
К словам Олега Усенко стоит добавить подробность, хорошо понятную ис­торикам и упускаемую из вида просто любопытствующим читателем. На Греб­нях, Яике. Дону и Днепре жили семьи тех головорезов, что ходили по Московии «за зипунами». И редко когда казаки оставляли в городках меньше половины своего боевого состава. Под боком жили другие разбойники, кочевые. Так что одних строевых казаков тогда могло быть тысяч 80-100. у большинства семьи с детишками и стариками. Это еще тысяч триста-четыреста. Ну никак не состыко­вывается с 10 тысячами голов.

Сила казаков во времена Смуты была огромна, и это понимали современни­ки. На Земском Соборе в феврале 1613 года спор между сторонниками различ­ных «партий» прекратил атаман Феафилакт Межаков. Грамоту за Михаила Ро­манова он подал князю Пожарскому на клинке обнаженной сабли. На «диплома­тическом» языке того времени это звучало приблизительно так: Либо вы сажа­ете на престол этого юношу, либо мы продолжаем «промышлять» в ваших вот­чинах.

Казаки возвели патрон Романовых, а Романовы, продолжая политику Рюри­ковичей, свели казаков с Дона. По окончании Собора основная казачья масса разошлась по домам. На Москве осталось "погулять" три тысячи человек. По­гуляли, их так потчевали, что в пьяном виде вырезали всех до одного. Когда в стране немножко поуспокоилось, вспомнили задумки Ивана Васильевича. Дону подсказали открыть "донские гирла" для свободного выхода в морс взятием Азова. Чтобы легче было снабжать казаков всем необходимым, в 1636 году по­ставили земляную крепость Тамбов. С весны 1637 по лето 1642 годов Войско Донское владело ключом к южным морям. За это время в Москву отправлены пуды бумаг с просьбой взять Азов под корону Руси. Тогда, как пишется во всех учебниках, у России не было сил воевать с Турцией. Остались лишь песни и сказания «Об осадном Азовском сидении» и полное умолчание тех событий, что потрясли весь Дон сразу после его геройства. Турция руками крымцев и нагайцев опустошили все и вся. Низовые городки выжигались по несколько раз кряду. Гибли люди, других уводили на невольничьи базары. Москва тем вре­менем поспешила поставить в 1646 году крепость Борисоглебск. Верх Хопра был отрезан, а поскольку тогда все связи шли по рекам, уцелевшие выше новой крепости казаки спустились вниз по течению. Память о былых юртах на речке Свинцовке сохраняется в Бубновской зоне фамилией Свинцовых! Вся же Азов­ская эпопея отдаленно смахивает на раздел Полыни 1939 года.

Второе урезание хоперских земель провел Петр 1. До восстания Кондратия Б\ лавина казакам принадлежали все угодья современных Грибановского. Новохоперскою. Галовского. Воробьевского. Калачеевского. Петропавловского и Богучарского районов Воронежской области. Под нынешней станцией Таловая последним считался Чиглинский юрт. Поставив крепость Хоперскую в 1711 году. Россия отмежевала еще кусок Хопра и Савалу с притоками. Самостоя­тельная история Дона завершилась.

Добавлено (21.08.2010, 23:06)
---------------------------------------------
В опубликованных работах Волгоградского историка С. И. Рябова приведе­но несколько списков казачьих городков Хопра на последнюю четверть ХУП столетия. Самым ранним из них считается пока список из расспросных речей атамана Фрола Минаева 1672 года. Через десять лет «расспрашивали» Фому Севастьянова. Потом Петровские корабелы в 1698 году искали в наших краях строевой лес для будущего флота и параллельно вели разведку. (Эти же списки публикует ATI. Пронштейн в книге "Земля Донских казаков в XVIII веке").

Фрол Минаев о времени построения перечисленных им городков говорил, что стоят они по 70. 80. 100. 120 лет. Из этих слов, постоянно опротестовывае­мых официальными историками, следует, что городки Правоторов, Луковкин. Гепикин. Бесплемянный. Левыкин. Урюпин. Котов. Одини. Добренков, Касарка, Михайлов. Григорьев. Беляев и Пристанской построены между 1550 и 1600 годами.

А как же с Червленым Яром, заселенным ч игам и еще до нашествия татар?

Во многих источниках, в том числе и опубликованных летописях русских земель, отмечается «великая замятия». Это длительная и довольно кровавая резня при развале Орды на орды. По версии многих ученых, междоусобица ханов заставила оседлое население уйти в пределы земель единоверцев. Ближ­ними в ту пору были Рязанские князья, у кого и встречаются под 1444 годом первые сведения о казаках на княжьей службе. Даже на севере Рязанского кня­жества, в современном Веневском районе Тульской области по сей день сохра­нились «казачий лес» и «казачья слобода». С наступлением относительного за­тишья в степи, казаки вернулись на родовые земли. Но вернемся к спискам го­родков из работ С. И. Рябова и А.П. Пронштейна.

Соединяя воедино сведения из разных источников за два десятилетия, сдела­ем таблицу с указанием расстояний от городка до городка по реке в верстах, количества боевых казаков в городках и количества жилых куреней. Первая и последняя колонки - сведения на 1698 год.

Расстояние
боевых казаков
куреней

Бурацков

66
100

Правоторов
5
58
120

Луковкин
3
43
100

Тепикин
5
85
140

Бесплемянный
3

80

Левыкин
4
62
100

Урюпин
3
82
120

Котов
2
68
80

Одини
1
39
120

Добренков
2
44
130

Касарка
4
52
90

Михайлов
2
46
100

Григорьев
5
69
130

Беляев
4

120

Пристанской
4

200

Прочерки в таблице говорят не од отсутствии боевых казаков, просто этих городков нет в списке.

Добавлено (21.08.2010, 23:06)
---------------------------------------------
Булавинское восстание, подавленное на Хопре руками самих казаков (четыре сотни казаков Правоторова городка под руководством атамана Митрофана Федосеева зачищали Хопер от бунтарей), поставило старожилов в затрудни­тельное положение. Большинство потомственных казаков на время бунта были в рядах армии, воюющей со шведами. 11обедители Карла не по своей вине стали как бы врагами Престола, за который и лили свою кровушку на полях сраже­ний. (Вспомним вселенский плач демократической прессы по поводу выселения чечен, ингушей и калмыков «в то время, когда сыны этих народов героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны». Тогда о казаках не пла­кались, газет не было.) Казаки бывшего Пристанского городка, воротясь с вой­ны, стали основой казачьей команды крепости Хоперской. Получили землю возле современной Пыховки. отстроили казачью слободу рядом с крепостью. Григорьевцев. беляевцев и касарцев в 1732 году переселили на Волжскую ли­нию. Они стали костяком формирующегося Волжского Войска.

На подъезде к Волгоград' с трассы видны часть вала, сторожевая вышка и крепостная чугунная пушка. Это восстановленный фрагмент укреплинии. пост­роенной в 1734 году. Ров. вал и крепости с гарнизонами несколько поумерили пыл кочевников. 29 сентября 1735 года вышел Высочайший Указ об открытии почтовой гоньбы по бывшей ордо-базарной дороге. На казачьих землях почто­вые станции предписывалось оборудовать и содержать в счет внутренней служ­бы станицам Михайловской, Урюпинской. Правоторовской, Алексеевской. Зо-товской, Кумыл же некой. Арчединской и т.д. через Иловлинскую на Царицын.

Строительство линии и открытие почтового тракта (сейчас федеральная магистраль с добавлением функций ФАПСИ) повлекли изменения в жизни каза­ков Хопра. Во-первых, с 1719 года все городки стали зваться станицами. Во-вторых, все станицы Хопра с 1734 по 1764 годы заняли свои современные места расположения. Одни добровольно, т.к. стало спокойнее жить и появилась воз­можность покинуть подтопляемые вешними водами лесные чащобы. Другим приказывали власти селиться ближе к обслуживаемому тракту. Судя по найден­ным документам, в 1737 году «на простор» вышла Левыкинская станица, в 1740 - Урюпинская и Правоторовская. через десять лет - Тепикинская.

Добавлено (21.08.2010, 23:07)
---------------------------------------------
Полное подчинение России изменило и духовную жизнь казаков. 2 июня 1718 года Высочайше повелено подчинить Дон Воронежской Епархии. Сразу же Воронежский Митрополит Пахомий разделил Войско на южный и северный заказы. К северному заказу отнесли Дон от Перекопской до Казанской станиц. Хопер. Бузулук и Медведицу. Во главе северного заказа утвердили протопопа Хоперской крепостной церкви отца Панфила. Началось искоренение ведений служб по старому обряду и других церковных вольностей.

Фрагментально наметав вехи истории Хопра, вернемся к хорошо усво­енной теории «беглого сброда». Бежали на Дон из русских княжеств и позже из Московского государства? Да. бежали. Однако, крестьяне в основной массе ос­тавались крестьянами. Воюющий человек не очень склонен копаться в земле и «крутить быкам хвосты». Рабочие руки всегда не лишние. Казаками станови­лись профессионалы войны: стрельцы, дети боярские, позже солдаты. Есте­ственно, они могли быть любой национальности, но обязательно ПРАВОСЛАВ­НОГО вероисповедания. В казачьей среде они быстро ассимилировались, а коли нет, то изгонялись из общины. Почему казаки говорят на русском языке? Спросите об этом у индейцев Южной Америки, говорящих на испанском, или индейцев Канады, говорящих на французском.

Став частью Империи, казаки уже по Указам принимали в свою среду новичков. Так. Ржатерина Великая, разогнав Запорожскую Сечь, казаков, не пожелавших идти на Буг и Черное море, переселила на донские земли, отрезан­ные Петром. Слободы Успенка. Краснополье, Манино. Мачеха и т. д. населены потомками запорожцев. После кровопролитных войн за Новороссию и Крым в донские казаки впервые приписали государственных крестьян этих слобод. После Отечественной войны и загранпоходов 1812-1814 г.г. потери казаков по­полнили новой припиской. Последняя массовая приписка прошла после Крым­ской кампании. Несмотря на многократные вливания постороннего пополнения, казачья масса оставалась столь монолитной, что быстро адаптировала новичков под себя. Ведь приписывали холостую молодежь. Женившись на казачке, живя и служа среди казаков, юный «хохол» к старости становился матерым казаком, хотя до смерти оставался «принятым в казаки». Зато его дети сразу рождались казаками.

Романовы, сломав физически, юридически и идеологически Дон. оста­вили часть былых вольностей и незыблемость внутреннего уклада. Императоры ценили наших предков за их удаль и умение умирать на поле брани. ЕЗот что писал последний Романов в Жалованной грамоте:

«Божиею милостию Мы, Николаи Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и проч.. и проч.. и проч. Нашему вернолюбезному и доблестному воиску Донскому.

Добавлено (21.08.2010, 23:11)
---------------------------------------------
С первых же времен своего существования, свыше трех сот лет тому назад, славное войско Донское начало верное свое служение Царям и Отечеству. Неустанно преследуя святую цель развития зарождавшегося тогда грозного могущества Государства Российского, оно с те.х пор неизменно без­заветною самоотверженностию своей и беспредельной преданностью всех своих сыновей Престолу и России, став оплотом на рубежах Государства, богатырской грудью охраняло и содействовало развитию его пределов.

В годины тяжелых испытаний, неисповедимыми судьбами Промысла Всевышнего Царству Русскому ниспосланных, все Донские казаки всегда с оди­наковой любовью и храбростью, становясь в ряды защитников чести и досто­инства Российской Державы, стяжали себе, постоянно присущим им духом воинской доблести и многочисленными подвигами, бессмертную славу и благо­дарность Отечества.

И в ныне минувшую войну с Японией, а особливо в наступившие тяжкие дни смуты, Донские казаки, свято исполняя заветы своих предков верою и правдою служить Царю и России, явили пример всем верным сынам Отече­ства.

За столь самоотверженную, неутомимую и верную службу объявляем, близкому сердцу Нашему, доблестному войску Донскому особое Монаршее Наше благоволение и подтверждаем все права и преимущества, дарованные ему в Бозе почившими Высокими Предками Нашими, утверждая Император­ским словом Нашим как нерушимость настоящего образа его служения, стя­жавшего войску Донскому историческую славу, так и неприкосновенность всех его угодий и владений, приобретенных трудами, заслугами и кровью пред­ков и утвержденных за войском Монаршими грамотами.

Мы твердо уверены, что любезные и верные сыны Дона, следуя и впредь славному преданию отцов, всегда сохранят за собою звание преданных слуг и охранителей Престола и Отечества.

В сей уверенности, пребывая к войску Донскому Императорскою милостию Нашей неизменно благосклонны, благоволили Мы сию грамоту Нашею рукою подписать и Государственною печатью утвердить повелели. Дана в Царском Селе, в лето от Рождества Христова тысяча Девятьсот шестое, Царствования .же Нашего в двенадцатое.

На подлиннике написано: «Николай» ».

По книге Валентина Осипова «Шолохов», серия ЖЗЛ. Москва. Моло­дая гвардия. 2005год.

Поднимая вопрос раньше и в настоящее время о фактической оккупа­ции Дона Москвой, никто не ратовал и не ратует за самостийность в духе со­временных банановых государств, отвалившихся от СССР. Казаки, как видно из Императорского послания, были и остаются державниками. Больше того, Вели-кодержавниками, ратующими за Великую Неделимую Россию в границах до семнадцатого года. Говоря о себе, как о народе, казаки хотят, чтобы в их мона­стырь не лезли со своими уставами люди без роду и племени. А последним как раз этого и не нужно. Они только за собой оставили право решать, не. к го. мл да и в какой форме «нарушает права человеков». Поэтому...

Добавлено (21.08.2010, 23:12)
---------------------------------------------
Поголовное истребление казаков запланировали пришедшие к власти в октябре 1917 года. Делалось это с учетом всех ошибок оккупации Дона их предшественниками. Сегодня широко известна секретная директива «О расказа­чивании», подписанная Соломоном Мовшовичем Яношем (Свердлов) 24 янва­ря 1919 года. Лейбла Бронштейн (Троцкий) писал чуть позже без классовой ка-зуистики: «Казачество должно быть уничтожено, как народ способный к само­организации». Вот и вся вина наших дедов - умение собраться вместе для вы­полнения определенной задачи.

Получив Вешенское восстание, а в июне и восстание на Хопре. новые хозяева жизни поспешили официально осудить директиву от 24.01.19г. Но это было лукавое заигрывание с простаками, а не смена политического курса. Ди­ректор Государственного архива Волгоградской области Н. Н. Смирнов в 2005 году извлек из фондов на свет Божий документы о добровольно-принудитель­ном заселении Дона. В 1919-1921 годах на территорию трех северных округов, отрезанных позже от Донской области, переселили из центральных и северных губерний 100 000 человек. С 1929 по 1933 годы с тех же краев перевезли еще 120 000 человек. Причем везли семьями, чтобы исключить внутрисемейную ассимиляцию. Об административно-территориальном дроблении казачьих зе­мель уже говорилось в «Исторической справке». Если сюда приплюсовать ис­кусственный голод 1933 года, который не известен центральным областям Рос­сии, результаты «Первого образцово-показательного округа сплошной коллек­тивизации», коим был объявлен Хоперский округ, повсеместное стирание с липа ^емли наших храмов и многое тому подобное, то станет ясно, что дело Ленина-Свердлова- Троцкого живет по сей день. Но это уже совсем другая история.

Па 1913 год в хуторах и станицах, располагавшихся на территории со­временного Урюпинского района родилось 4400 человек, умерло 2617 человек и обвенчалось 740 пар. Л проживало 35 098 мужчин и 35 247 женщин (70 345 че­ловек). Из них дворян было 86 человек, мещан 1 158 чел., духовных 3 1 7 чел. и крестьян 5 574 человека. С учетом, что дворяне были «донские», а половина священнослужителей вышла из казаков, что обязательно отмечалось в послуж­ных документах, то 63 тысячи человек были казаками. В поселении станицы Урюпинской с ярмарочным поселением (современный город Урюпинск) прожи­нало 8 276 человек. Здесь состав населения был несколько иным: крестьян 2 581 мел., мещан 753 чел., дворян 57 чел. и духовных 94 человека. По и здесь пре­обладал казачий дух.

Взято здесь: http://chigrinclub.ucoz.ru/publ/6-1-0-174

Добавлено (15.12.2010, 16:07)
---------------------------------------------
Выписка из Приговорной книги Черкасской станицы за 1778 год.

""1778 года 6 дня на ономъ сборе наказанъ былъ станицы нашей отставной казакъ Данила Качергинъ за пopyгaнie зятя своего Федора Кастрикина и за названiе его русскимъ человекомъ." http://forum.kazakia...e3043d20e#p5802

Сообщение отредактировал Евстафий - Среда, 27.01.2010, 00:20
 
dimokДата: Пятница, 17.12.2010, 10:47 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 102
Репутация: 1
Статус: Offline
Эт что выходить, что в старину казаки не как ноне, себя рускими не считали? Да она почти также и в Тихом Доне Шолохов писал.
 
romДата: Воскресенье, 18.09.2011, 01:36 | Сообщение # 10
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
мы и не являемся русскими и вообще славянская кровь в нас под большим сомнением
о возможном вливании мокш -мордвы, я ишо бы порассуждал. но и то не долго

когда первые сведения о казаках нам доподлинно известны из письменных источников?
как минимум до похода тамерлана на орду (1390-95)
да нехай, иде были энти славяне к тому времени когда получается народ был уже сформирован

известно что до конца 17 века заниматься оседлым хозяйством в городках было по крайней мере очень затруднительно, не говоря уже о казнях за энто дело

тогда вопрос -что же энти крепостные -пахари по определению могли делать в степи? кто возьмет в профессиональные войны такого? практически безжизненная гипотеза



учитывать надо еще и то что процесс закрепощения на руси активизируется помаленьку лишь с середины 15 века и вообще неравноправие и полукрепостническая зависимость в том или ином виде присутствует в восточно-славянских формированиях с самого начала их существования, другой жизни они изначально не знают не представляют и не нуждаются в ней. а русские то возникли отделившись от белорусов и малорусов лишь к началу 17 века, поэтому придерживаясь даже официальной росейской истории где казаки образовались зарас в 1570 году (на деле был лишь заключен договор о сотрудничестве) не вспоминая даже дарежа Донской иконы Дмитрию Донскому казаками в 1390 году, мы ну никак не можем быть русскими

великодержавный бред не учитывает и культуру. ну как можно отделившись на край дикого поля без каких либо манаток убежать заговорить со степными головорезами и иметь культуру более высокую и единую чем сама метрополия?



с 18 века казаки уже доподлинно известно становятся закрытым обществом не принимающим чужаков, а с сер 19 сословием в этой стране тем более не принимающем извне. действительно могла быть принята небольшая часть старообрядцев беспоповцев, но Дон здесь работал как буфер, надолго мало кто задержаться мог, уже известная близость росеи в 17веке предполагала карательные экспедиции а растиражированное"с Дона выдачи нет" не говорит о том что все спокойно жили и становились казаками, тем более а в чем радость для не казака?известно как раз таки многочисленные случаи трусости русских в лихих и суровых условиях Дона того времени. и на войне профессиональный пахарь падет первым.

последнее, что стоит отметить это засеченные черты, наступавшие на Дон с конца 16 века, подобно тому как покоряли кавказ тем же методом в 19 веке. зачем организованно наступать на Дон имея его в "вассалах"?
конечно это изза группок крымских татар находящихся за 1000 километров от энтих черт, тянущихся тоже на тысячу километров
Прикрепления: 0207099.jpg(196Kb) · 7063895.jpg(222Kb)


Сообщение отредактировал rom - Воскресенье, 18.09.2011, 05:22
 
romДата: Воскресенье, 18.09.2011, 04:59 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
наша земля



наши праздники



наши дома



наш быт

Прикрепления: 3243982.jpg(73Kb) · 0989660.jpg(239Kb) · 8802164.jpg(194Kb) · 5974692.jpg(206Kb)


Сообщение отредактировал rom - Воскресенье, 18.09.2011, 05:20
 
ЕвстафийДата: Пятница, 30.09.2011, 22:03 | Сообщение # 12
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 447
Репутация: 3
Статус: Offline
Да уж - две разные цивилизации. Были. Как теперь наши станицы походят на их населенные пункты... cry
 
ИсторикДата: Суббота, 01.10.2011, 16:56 | Сообщение # 13
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 175
Репутация: 2
Статус: Offline
Первые известия о казачаестве были гораздо раньше.О нас писали и греческие и арабские источники.Ну а доказывать мы никому и ничего не будем.Главное мы знаем сами!!!
 
ЕвстафийДата: Суббота, 01.10.2011, 20:35 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 447
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (Историк)
Первые известия о казачаестве были гораздо раньше.О нас писали и греческие и арабские источники.Ну а доказывать мы никому и ничего не будем.Главное мы знаем сами!!!

+ 100
 
romДата: Суббота, 20.04.2013, 03:20 | Сообщение # 15
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
а что они писали? surprised
уже пора не доказывать, а показывать tongue

----------------------------------------------------------------------------------------------

Добавлено (20.04.2013, 02:59)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже привожу очень хороший материало раскопках запорожского казацкого кладбища в г. чигирин

материал делает взгляд на нас как один из народов, относящихся квосточным славянам необоснованным
хотя рожи наши азиатские в росии не видят, а в культуру упорно неверят нам самим сомневаться не придется, даже тем кому это нравится

чигирин настолько близок к киеву (200 км) что в территориюрасселения казаков мы его включаем очень скептически. а между тем с Верхним Доном
это одна полоса. расстояние от нас до него - 650 км, при расстоянии до терека -
750 км, и до яика – 680 км. срабатывает школьная программа в которой не говорят
что словом "кыяв" обозначался обычный зимовник у тюркских народов и точто "славянский" киев всего лишь один из них. интересночто само название места прямо сопоставимо с именем "чиги"

но пусть даже возьмем чигирин как крайнюю границу территорииказаков в 15-17 веках. если на границе ареала абсолютно не славянское население, то правомерно ли говорить о славянах
или смешанности в его центре?


----------------------------------------------------------------------------------------------

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОГИЛЬНИКА:

Т. А. Рудич. К ВОПРОСУ об АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ в 16-17 в.
http://www.arheolog-ck.ru/Steppes_1_21.pdf - Текст в пдф.

исследование производит впечатление как серьезное всестороннее и добросовестное. хорошо что автор
специально рассматривает материал на определение связи со славянами. если
учитывать установки официальной истории то понятно почему она так недоумевает и
чуть ли не теряется от выводов к которым сама же и приходит.
по мнению автора два главных компонента антропологического типа – хазарский(т.е. тюркюто-сарматский) и сарматский - что нам как раз и требовалось доказать.
в оценке связей она подтверждает что сарматские племена приняли "участие в формировании тюркоязычного средневековогонаселения указанных территорий" [ранее] - "в степных районах восточной европы" – второе что нам требовалось доказать.
кроме того утверждается что материал сопоставим:
- со скифами
- с сарматами поднепровья и поволжья
- с образцами из крыма и северного кавказа
- отличается от всех славянских групп древней руси
а так же относится в один кластер с могильниками салтово-маяцкойа. культуры
главный вывод: "укладывается практически по всем признакам" в параметры сарматов. "сборная сарматов.. оказывается.. самойблизкой.. можно говорить об их прямой преемственности"

Добавлено (20.04.2013, 03:16)
---------------------------------------------
П. А. Горишний. КАЗАЧЬЕ КЛАДБИЩЕ В ЧИГИРИНЕ. 
http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Npifznu/2009_26/26/gorishny.pdf - Оригинал на укр. Языке.
 
Археологический материал. (перевод с укр.) 
выделение жирным шрифтом сделано мной
  
"В ходе охранных археологических
исследований в Чигирине в 1989-1994 гг в нижнем городе
были обнаружены и исследованы остатки
казацкого кладбища XVI-XVII вв.
Это кладбище был расположен возле древней
церкви во имя Преображение Господня,
остатки которой удалось проследить и
исследовать при раскопках упомянутого кладбища. В течение
трех полевых сезонов на кладбище было
открыто и исследовано более 260 погребений.
  
Сопровождающий археологический материал
дает основания датировать эти захоронения концом ХV -
серединой XVII в. Это довольно
разнообразные керамические изделия, монеты, подковки сапог, свинцовые
шары, детали ружей, ножи, топоры и другие
бытовые вещи.
Впервые были проведены антропологические
исследования такого большого количества захоронений ХVI -
ХVП века, что дает в распоряжение
исторической науки новые возможности в изучении этнического состава
населения и его происхождение.
  
Почти все захоронения ориентированы на
запад и юго-запад. Захоронение имелисвой обряд, который
досих пор не встречался надругих памятниках. Умерших клали лежа на спине, головой на
запад или юго-запад, руки погребенных были
на груди или животе, а в большинстве из них одна рука
возложена на плечо, а другая - на груди или
на животе. В отдельных погребениях руки покойников были
скрещенные на груди. В некоторых
захоронениях в гроб ставили горшки идругие изделия из
керамики. Захоронения, в основном,
совершены в деревянных гробах, выдолбленных колодах, а
иногда покойников клали прямо в землю без
гроба.
  
Размеры погребальных ям зафиксированы
следующие: 220х70х50 см, средние 170x50x45 см. Детские
захоронения были в ямах размером 100x40x30
см, 95x40x35 см и меньше.
Гробы для взрослых были сделаны размером
170x40x40 см, 160x40x25 см, для детей
120x45x35 см и меньше. Гробы были сбиты
четырьмя или шестью коваными гвоздями, а большинство из
них соединялось без гвоздей - деревянными шпунтами. Кладбище имело отдельныйучасток в северной
части, где была похоронена большое
количество детей.
  
Прослежено значительное количество
человеческих скелетов со следами повреждений стрелой, ударов
саблей, копьем или другим холодным оружием.
На некоторых скелетах прослеживаются обломки от ядер,
которые застряли в костях скелетов, что,
вероятно, стало причиной смерти этих людей. На некоторых
черепах имеются следы от пуль, одна
свинцовая пуля обнаружена в челюсти покойного. В одном из
захоронений обнаружены ступни ног взрослого
человека, закопаны в небольшом ящике...
  
При мужском погребении ? 222 был найден
большой фрагмент пояса, длина которого 160
см, ширина -17 см. Пояс выполнен из
шерстяной пряжи 3-х - 4-х цветов, в результате длительного
пребывания в земле он приобрел
темно-коричневого цвета. Во время реставрации удалось
определить первоначальный цвет пряжи. Нити
имели четыре оттенки коричневого цвета от светло -
коричневого до более темного. Прослежены
также нитки черного и темно-синего цветов. Пояс
декорирован продольными полосками.
 
Сопровождающий материал состоял из кованых
гвоздей от гробов, казацких трубок,
подковок для сапог, крестиков, керамических
изделий. Найдены бронзовые пуговицы, бусы, женский
головной убор с парчовой ткани, фрагмент
кружевной ткани с женской одежды, остатки
мужского пояса из шерстяной пряжи. В
нескольких захоронениях возле покойников были найдены польские
серебряные и шведские монеты, которые четко
датируют захоронения XVII в.
  
На кладбище найдено большое количество
керамических изделий. Это казацкие трубки, горшки, кружки,
сковородки, миски, изделия из стекла и
металла, остатки кожаных сапог и т.д.

Добавлено (20.04.2013, 03:19)
---------------------------------------------
В 1993-1994 годах осуществлены раскопкимогильника в нижнем городе, которые дали возможность
исследовать значительный антропологическийматериал, составил на сегодня наиболее репрезентативную
серию натерритории Украины, датированная XVII в. Исследовано более 260 захоронений,к сожалению, многие
скелетов было частично разрушенопозднейшими строительными работами, что делало невозможным
замеры по полной краниологическаяпрограмме, а иногда делало невозможным даже определение пола и
возраста умерших. Поло-возрастныеопределения удалось сделать только в 139 случаях. В тех случаях,
когда материал сохранилсяудовлетворительно, это не вызывало трудностей, поскольку половой деморфизм
выраженный
достаточно четко, при этом принимались вовнимание морфологические особенности черепа, длинных костей и
костей таза. Возраст определялся по степенизарастания черепных швов и стертости зубов.
  
Значительное большинство скелетовпринадлежит мужчинам - 61, женщинам - 41, а 37 скелетов-детские. По
возрасту: большинство мужчин умерли ввозрасте 35-55 лет (39 человек), в возрасте 25-35 лет - 18 человек, в
возрасте 19-25 лет - 1 человек, в возрасте55-65 лет - 3 человека. Средний возраст мужчин составлял 35,2
лет, а женщин - 33 года. Большинствоскелетов принадлежала мужчинам - 31,7%, женщин - 31,0%,
детям - 28,6%. Остальные - 8,5% приходитсяна лиц, умерших в возрасте от 12 до 18 лет, пол которых
по скелетам определить невозможно.Характерно, что на могильнике очень мало людей, которые
умерли в преклонном возрасте.Патологических отклонений на костях черепов и на длинных костях
практически не зафиксировано. Но более чемв 10 случаях на костях черепа прослеживаются следы
травм, полученных как от огнестрельногооружия, так и от различных видов холодного оружия, что,
очевидно, и стало причиной смерти этихлюдей, о чем свидетельствует отсутствие следов регенерационных
процессов (заживление ран).
  
Среди женщин наибольшее количество умершихприходится на 25-35 лет - 23 случая, затем идет
35-55 лет - 15 случаев, и 3 случая ввозрасте до 25 лет. Стоит отметить преобладание (достаточно
значительное на этом участке) мужчин, атакже очень малое количество умерших в преклонном возрасте.
  
Мужское население отличается высокимростом, крепким телосложением, достаточно массивным
скелетом с хорошо развитыми мышцами (накостях сильно развитый рельеф), что свидетельствует о
значительных физических нагрузках. Среднийрост у мужчин составляет 173,7 см, это достаточно высокий
рост длянаселения эпохи средневековья на Украине. Однако следует отметить, что нанескольких
мужских скелетах зафиксирован более высокийрост людей, - от 185 до 189 см.
  
Патологические отклонения на костях незафиксированы, за исключением погребения ? 205, где есть
свидетельства значительной деформациейкостей рук и значительных костных наростов как на длинных
костях, так и на позвоночнике. В ряде случаевна костях зафиксированы следы травм: у мужчины по захоронению
? 179 на правой теменной кости есть следотверстия - скорее всего от стрелы (?) Без следов
зарастания; в захоронении ? 247 следырубленых ударов в теменной кости взрослого человека, на
черепе мужчины с квадрата 6 на левойтеменной кости виден след, возможно, сабельного (?) удара со
следами регенерации; в захоронении ? 205фиксируется пролом грудной кости; в скелета с квадрата
5, 6 грудиной кость имеет отверстие (скореевсего, тоже от стрелы) со следами зарастания, на одном из
черепов (6 А/150) следы долгого пребыванияв огне.
  
После реставрации оказались пригодными кизмерениям по полной краниологическая программе 20
мужских и 13 женских черепов. Анализглавных краниологическая измерений дал нам такую картину.
Мужская серия отмечается продольнымдиаметром средних размеров (178,38) и большим
поперечным (145,33 мм) диаметром. В среднемвыраженные мужские черепа брахикранные (81,36),
но имеют довольно большой размах вариаций(73,54-87). Высотный диаметр попадает в разряд
средних...
    
Коэффициенты полового деморфизма взначительной мере не укладываются в стандартные. Женская
серия отмечается несколько более узким ивысоким лицом, высоким и широким носом, и
узкими орбитами.
  
Женская серия в целом более смешанная чеммужская. Она обнаруживает значительное сходство со сборной
серией центральных районов Украины (XVII-XIX века). Что касается мужскойсерии Чигирина, то
она несколько больше отличается отцентрально-украинской и отличается большей
массивностью.
  
За прошедшие годы исследована небольшаясерия из Субботова - Новоселье (раскопки М. Сухов), которую
автор раскопок датирует рубежом XV в.

Добавлено (20.04.2013, 03:20)
---------------------------------------------
Мужская серия из Чигирина (в которую входятматериалы из раскопок 1993 и 1994 годов) обнаруживает
очень большое морфологическое сходство ссерией из Субботова (село в неск. км от городка Чигирина). Так, анализ   
расстояния между популяциямис  использованием формулы Пенроуза (Penrrouse, 1964) за 17 главными
признаками
указывает, что с хронологически близкихгрупп эти два проявляют наибольшее морфологическое сходство (0,184), что
свидетельствует об их общем происхождении.
  
По заключению антропологов, населениесредневекового Чигирина имело близкоесходство с
так называемым кавказско-балканским антропологическим типом. Это высокий рост,широкое,
средневысокие лицо, сильно выступающий носс горбинкой, темные глаза и темные волосы. К
этому типутакже принадлежат некоторые народы СеверногоКавказа (балкарцы, черкесы и другие).
  
Чигиринская группа населения вообще болеепохожа на сарматов, захоронениекоторых исследованы
на территории Запорожской и Херсонскойобластей. Это сходство есть даже больше,чем с
населением Центральной Украины, что подтверждается статистическими методамив исследованиях
антропологов.
  
Обе группы, Чигиринская и Суботинская, снаселением более ранних эпох проявляют
наибольшеесходство со сборнойгруппой сарматов Украины:Чигиринская серия (93/94 года) - 0,162,
Суботивская - 0,1071 (за Пенроузом). Этигруппы тяготеют к древнему населению сарматско-
позднесалтовскоготипа (брахикранныеевропеоиды с широким несколько сплющеним в верхней части
лицом). Этот тип, кроме украинских степей снебольшой монголоидной примесью, был
характерным для некоторых районов Северного Кавказа, для южных болгар, для населения Хазарии, средневековых городов Крыма.
  
Еще раз стоит отметить наличиебрахикранного, широколицего населения с несколько ослабленным горизонтальным
профилированием и сильным выступанием носа среди носителей ямной, а особенно
позднекатакомбной культуры, но, к большому сожалению, отсутствие или
фрагментарность антропологических материалов по данной территории, которые бы
представляли все хронологические периоды, не позволяют утверждать о
непрерывности существования этого типа на данной территории, начиная с эпохи
бронзы.
  
Стоит также заметить, что, очевидно, невесь материал из слоя принадлежал к данному могильнику. Среди этого материала
следует отметить обломки двух черепов с яркими монголоидными чертами (Рис. 4 /
4, 1 ПО). Можно предположить, чтоэто останки воинов турецко-татарской армады, принимавшей участие в осаде
Чигирина во время двух походов в 1677-1678 годах, хотя известно, что и в
составе казацкого войска тоже были представители многих соседних народов, в том
числе турки и татары.
  
На раскопках ? 1-2 в нижнем городе надревнем кладбище получен массовый археологический материал, в частности,
значительное количество фрагментов и целых изделий из керамики. Скопление
такого большого количества керамического материала на сравнительно ограниченной
площади раскопа свидетельствует о внезапном прекращении человеческой
деятельности, в данном случае, в результате военного нападения, подтверждается
такими находками, как пушечные ядра и пули, стрелы, копья, боевые топоры и
другое. Собранный керамический материал - это фрагментированые горшки, миски,
тарелки, дуршлаг, сковородки, кувшины, подсвечники, макитры, чаши, кубки и т.п.
..." ...

----------------------------------------------------------------------------------------------

Сообщение отредактировал rom - Суббота, 20.04.2013, 03:11
 
Форум » Форум » Нехаевский форум » Казаки - национальность! Подтверждение.
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp and BananaMAN © 2017